Снятся ли участникам ВЭД страшные сны?
Какие проблемы могут возникнуть при организации закупок у иностранных продавцов, с которыми еще нет истории взаимодействия? В нашей практике бывали разные случаи:
- Контейнер прибыл к грузополучателю, а внутри «пусто».
- Контейнер прибыл, товар внутри, но совсем не тот, который был заказан изначально. Например, покупатель приобретал автомобильные гудки. Гудки приехали, но игрушечные.
- Контейнер прибыл, товар внутри, соответствует изначальному заказу, но отправитель тянет с отправкой коносамента. Затем по факту выгрузки выясняется, что получатель был заменен, и теперь собственник груза – другая компания.
Эти сценарии разные, но имеют одно и то же продолжение: внушительные убытки для бизнеса, потери времени, неустойки в договорах с покупателями. Причин таких исходов может быть несколько, однако далее поговорим о самых популярных из них.
Продавец и покупатель никогда не виделись
Все контакты осуществлялись через email, знакомство состоялось через интернет, причем покупатель сам нашел сайт продавца и проявил интерес к товару. Современная реальность открывает такому риску огромные возможности: с закрытыми границами шанс очной встречи снижен до нуля, а среднего качества продающий сайт не требует огромных вложений. Таким образом продавец легко может создать видимость хорошего сервиса и замести под ковер подозрительные факты, которые сразу бы бросились в глаза покупателю при очном визите.
Как правило, продавец просит 30% предоплаты и еще 40-50% перед отправкой груза. Столь удачно складывающиеся обстоятельства снижают бдительность и заставляют покупателя сделать выбор в пользу настолько лояльного и клиентоориентированного продавца.
У такого приятного бонуса есть дополнительный скрытый смысл – подольше поморочить голову покупателю, чтобы держать контроль над грузом до последнего и получить оставшуюся часть оплаты, а в некоторых случаях еще и перепродать этот контейнер другой компании. В подавляющем большинстве случаев транспортный агент и брокер продавца в курсе происходящего, что не играет на пользу покупателю.
Очная встреча с продавцами и проверка благонадежности
Очная встреча поможет увидеть своими глазами офис, фабрику, сотрудников. Она даст возможность оценить масштаб бизнеса, сравнить увиденные ранее картинки с реальностью и принять решение о сотрудничестве. Помимо встреч, нелишним будет изучить дополнительную информацию о поставщике с помощью специальных сервисов и профильных компаний. Например, в Китае такой бизнес давно поставлен на поток, и сомнительные факты, не отраженные на сайте продавца, сразу смогут просигнализировать о возможных опасностях.
При отсутствии возможности контролировать груз, с которым что-то нечисто, продавец может занервничать и попытаться сорвать сделку или потянуть время по причине, например, непреодолимых противоречий с агентом стороннего перевозчика. Это играет покупателю на руку, т.к. у него есть возможность оценить риски и принимать решения. Кроме прочего, выбор в пользу самостоятельной организации фрахта поможет избежать ситуации с «продажей груза в пути», так как груз уже будет находиться в руках нужного агента. Главное предупредить перевозчика о том, что оригинал коносамента не может быть выдан сторонним лицам;
Предусмотреть риски на ранней стадииПо прибытии груза в Россию, следует воспользоваться правом предварительного осмотра груза. Это заранее избавит от описанных выше проблем. При этом если с товаром все в порядке – вес, описание, маркировка, качество, - то и брокер будет спать спокойно. Однако если по какой-то причине в ходе досмотра были обнаружены проблемы с грузом, то можно будет заявить процедуру реэкспорта и отправить груз обратно. Как минимум, это убережет от уплаты пошлины и НДС при таможенном оформлении, вернуть которые впоследствии практически невозможно.
Автор статьи: Виктор Комаров
Комментарии:
К сожалению, на данный момент комментариев нет, но Вы могли бы стать первым ...
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.