Термины морской логистики и перевозок
Морские термины в перевозках — это основа для понимания логистических операций, оформления документов, проведения расчетов и взаимодействия между всеми участниками международной торговли. Владение терминологией позволяет экспортерам, логистам, бухгалтерам, юристам и другим специалистам грамотно организовывать поставки, избегать ошибок и ускорять процессы. В этой статье собраны ключевые термины с пояснениями, группировкой по темам и примерами использования.

Что такое морская терминология и зачем она нужна?
Морская терминология — это совокупность специализированных понятий, обозначающих условия перевозки, виды документов, участников сделки, тарифные позиции и логистические процессы.
Она нужна для:
- Точного понимания контрактов и транспортных соглашений;
- Правильного оформления документации (договоров, коносаментов, накладных);
- Согласования условий с зарубежными партнерами, особенно в рамках Incoterms;
- Расчета логистических затрат и оценки рисков;
- Беспрепятственных и неосложненных таможенных процедур.
Документы и участники перевозки
- Коносамент (Bill of Lading) - главный документ в списке. Сдает информацию о собственнике товара и подтверждает состоявшуюся отгрузку.
- Чартер (Charter-Party) - договор между владельцем груза и судовладельцем о фрахте.
- Shipper – юридическое лицо, осуществляющее экспорт.
- Consignee - указывают в коносаменте, как получатель груза.
- Notify Party - третье лицо. Ему надлежит сообщить о поступлении груза.
При оформлении и сопровождении отправлений морем встречаются:
- Manifest - список всех грузов на судне.
- Cargo - собственно груз, отправляемый морским транспортом.
- Packing List - документ с подробным списком содержимого каждой коробки или паллеты.
При прохождении этапов поставок используются определенные термины:
- Оформление: Shipper, Consignee, B/L;
- Отправка: ETA (Estimated Time of Arrival), ETD (Estimated Time of Departure);
- Получение: Delivery Order, Release Order.
Условия перевозки и Incoterms
Основные международные условия при морской отгрузке:
- FOB (Free On Board) – он же франко-борт. При этом продавец только обеспечивает доставку на борт, далее все расходы и риски ложатся на покупателя.
- EXW - (Ex Works) — торговый термин в международной торговле, обозначающий условия поставки «с завода» (также «франко-завод»), другими словами «от двери до двери».Все расходы лежат на покупателе груза.
- CIF (Cost, Insurance and Freight) – риск потери и повреждения - на покупателе сразу после момента погрузки. Страхование и оплата фрахта до финального порта – на продавце.
- CFR (Cost and Freight) – покупатель оплачивает только страховку.
- DDP (Delivered Duty Paid) – продавец платит даже пошлины и доставку до покупателя.
Дополнительные термины:
- Laytime – оговоренное время на загрузку/разгрузку.
- Demurrage – штраф за превышение Laytime.
- FiLO (Free In/Liner Out) – в ставку перевозчика включена выгрузка в порту назначения. Терминальная обработка в порту убытия не включена.
- LIFO (Liner In/Free Out) – обозначает, что погрузку оплачивает отправитель, а выгрузку получатель
- LILO (Liner In/Liner Out) – все расходы в портах ложатся на перевозчика
- FIFO (Free In/Free Out) – в стоимость услуг включен только фрахт. Терминальная обработка оплачивается отдельно.

Условия инкотермс напрямую влияют на:
- Ответственность сторон;
- Распределение расходов;
- Выбор таможенной процедуры (экспорт/импорт, транзит, переработка и т.д.);
- Способы и место оформления документов.
Фрахтовые и контейнерные термины
Перечень ключевых сокращений:
- TEU (Twenty-foot Equivalent Unit) – мера вместимости судна. Буквально обозначает сколько контейнеров по 20 футов длиной может перевести судно.
- FEU (Forty-foot Equivalent Unit) – аналогичная единица, но в контейнерах по 40 футов.
- Freight – стоимость перевозки.
- Feeder – судно, которое перемещает грузы между региональными портами и крупными хабами.
- Transit Time – общее время доставки от порта отправления до получателя.
Вышеуказанные термины повсеместно используются в расчётах логистических компаний, упрощают планирование загрузок и позволяют сравнивать тарифы между линиями и направлениями.
Для расчета портовых сборов используют термины TEU и FEU, Freight - в коносаменте и инвойсе, а Transit Time - в планировании графика поставок.
Доплаты и портовые сборы:
- Stevedoring – стоимость работы по погрузке/выгрузке в порту.
- Handling Fee – административные расходы за оформление груза.
- Port Dues – взнос за пользование портовой инфраструктурой.
- GRI (General Rate Increase) – общее повышение ставок перевозки.
- PSS (Peak Season Surcharge) – высокого сезона.
Условия рынка морских перевозок и степень загруженности портов напрямую влияет на указанные выше сборы. Они покрывают операционные расходы перевозчика и отражаются в финальной счет-фактуре и в условиях контракта.
Среди них есть обязательные. Это Port Dues и Stevedoring. Прочие же зависят от условий конкретной перевозки.
Как работать с терминологией в логистике?
Чтобы уверенно работать с терминами морской логистики, важно:
- При общении с иностранными контрагентами держите под рукой актуальный глоссарий, который необходимо регулярно обновлять. Международные правила, в частности Incoterms, пересматриваются каждые несколько лет.
- Логично, что новые сведения должны вовремя доноситься до сотрудников на местах, чтобы избежать ошибок из-за устаревших данных.
- Если контрагент использует незнакомую аббревиатуру, не стесняйтесь спросить о расшифровке.
При работе со сложными или дорогостоящими грузами обращайтесь за консультацией к профессионалам.
Знание и правильное применение терминологии позволяет бизнесу:
- избегать юридических и финансовых рисков;
- ускорять процессы оформления и поставок;
- эффективно взаимодействовать с международными партнерами.
Словарь - это рабочий инструмент любого профессионала.
Комментарии:
К сожалению, на данный момент комментариев нет, но Вы могли бы стать первым ...
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.