Как хронический кризис на литовско-белорусской границе подрывает остатки транзитного потенциала и доверие к отрасли
Литовско-белорусская граница: бесконечное изменение ситуации
Ситуация с закрытием литовско-белорусского участка границы продолжает развиваться по сценарию взаимного торга, где главными заложниками оказались литовские перевозчики и их техника.
Хронология конфликта
В конце октября Вильнюс в одностороннем порядке закрыл автомобильные переходы на границе с Беларусью, ссылаясь на массовые запуски метеозондов с контрабандными сигаретами, из-за которых несколько раз останавливалась работа аэропорта. В результате на территории РБ осталось от 1,4 до 1,8 тысячи литовских фур .
Вильнюс рассчитывал, что Минск организует временный выпуск техники, но Белорусская сторона запретила литовским грузовикам пересекать границу и разместила технику на платных охраняемых стоянках в приграничной зоне. Позиция Таможенного департамента РБ: перевозчики смогут забрать имущество только после возобновления полноценной работы всех автомобильных переходов.
20 ноября Литва досрочно открыла границу, хотя первоначально ограничения планировались до 1 декабря.
Сразу после открытия переходов ситуация с зондами снова обострилась: в четверг и воскресенье аэропорт Вильнюса опять закрывали. На этом фоне в Литве запланировано заседание Правительственной комиссии по нацбезопасности, где обсуждается возможность повторного закрытия границы.
Белорусская сторона продолжает удерживать литовские фуры. Разрешение на выезд не дают из-за отсутствия конструктивного диалога со стороны Литвы.
По информации Ассоциации интермодальных перевозок и логистики, только 23 ноября литовским грузовикам разрешили движение к пунктам пропуска. При этом 21 ноября литовские службы сами не пропускали свои грузовики на территорию РБ — возможно, чтобы избежать новой волны блокировки техники в случае повторного закрытия.
Представители логистической отрасли характеризуют происходящее как информационный шум без внятной стратегической логики. Закрытие границы при сохраняющемся грузопотоке между Европой, Россией и Беларусью (пусть и в четыре-пять раз ниже докризисного уровня) не имеет экономического смысла.
Для самой Литвы, как транзитной страны, каждое такое решение — удар по собственной транспортной отрасли, которая и без того просела после 2022 года. Владельцы складов и перевозчики несут прямые убытки от простоя.
