Логистический кризис на российско-казахстанской границе: анализ причин и поиск решений
Российско-казахстанская граница: анализ причин коллапса и перспективы решения
На казахстанско-российской границе сформировался серьезный логистический кризис с многотысячными очередями грузового транспорта. Официальные позиции сторон кардинально расходятся в оценке ситуации.
ФТС России категорически отрицает создание препятствий для взаимной торговли, заявляя об отсутствии очередей с российской стороны. По версии ведомства, скопления формируются исключительно на казахстанских стоянках, а при соблюдении документооборота проверка занимает не более 8 минут.
Министерство транспорта Казахстана фиксирует значительные скопления на нейтральной полосе в сторону России и прямо указывает на ужесточение российского контроля как причину проблем. В частности, усилены процедуры проверки грузов, увеличено время досмотра и введены дополнительные требования по документообороту и санитарно-фитосанитарному контролю.
Председатель Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ приняты решения, которые включают организацию рабочей поездки в Казахстан на министерском уровне в течение 1-2 недель, формирование пакета документов с описанием проблем и вынесение системных вопросов на рассмотрение Евразийской экономической комиссии.
Эксперты считают, ведомства двух стран не могут разобраться в интерпретации обоюдных претензий. Российская сторона акцентирует внимание на качестве документооборота, казахстанская - на административные барьеры. Реальные потери при этом несут участники ВЭД: по последним данным, в очередях находится около 5000 грузовых автомобилей.
Временные рамки решения проблемы вызывают обоснованные сомнения. Пока будут организованы переговоры и достигнуты договоренности, количество скопившегося транспорта может критически увеличиться, что повлечет дополнительные логистические издержки и сбои в цепочках поставок.
Системный характер проблем указывает на необходимость долгосрочных решений на уровне межгосударственного взаимодействия, а не краткосрочных административных мер.