Какие товары подлежат маркировке?
В РФ для некоторых категорий товаров действует обязательная маркировка. Ежегодно список изделий, которые должны иметь контрольно-идентификационный знак (КИЗ), увеличивается, расскажем, о правилах, сроках и особенностях обязательной маркировки. Поделимся, как должна проводиться маркировка товара в 2024 году, и какое оборудование для этого необходимо, объясним, зачем и какую продукцию требуется обязательно маркировать.
Что такое маркировка и зачем её наносить?
Маркировка – это особый знак, с его помощью можно удостовериться, что товар подлинный, а также проследить весь путь его следования от производителя до покупателя. КИЗ можно отсканировать с помощью специального приложения или 2D-сканера. Маркировка является гарантией того, что оптовые компании не приобретут подделку, а розничные сети не будут предлагать контрафакт своим покупателям. Чтобы организовать прослеживаемость продукции, каждый участник оборота в обязательном порядке должен пройти регистрацию в ГИС МТ «Честный знак». Система позволяет контролировать весь путь передвижения товаров от производителя до кассы в магазине. Благодаря соблюдению законодательных регламентов, покупатели приобретают только безопасные и качественные изделия, которые включены в список товаров обязательной маркировки.
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Вся продукция, на которой должен присутствовать код маркировки вносится в специальный список. Перечень товаров, которые должны быть промаркированы в 2024-м году неокончательный: он постоянно обновляется, правительство добавляет новые товарные категории. На конец апреля 2024 г. их более двадцати: от питьевой еды и продуктов питания, до икры и велосипедов. Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, дополняется не только новыми товарными категориями, но и отдельными видами изделий, например, в соответствии с законодательством РФ, одежда маркируется с 2021 г. однако правила сначала коснулись только блузок, изделий из кожи и верхней одежды. В 2024-м году в список маркированных товаров попала рабочая одежда. В следующем году реестр планируется увеличить: под контролем станут головные уборы, купальники, перчатки, детская одежда.
Предлагаем перечень товаров, которые по действующим правилам подлежат обязательной маркировке в 2024 году:
- Икра.
- Молоко и молочная продукция.
- Лекарственные препараты.
- Упакованная вода.
- БАДы.
- Безалкогольные напитки.
- Слабоалкогольные напитки, пивоваренная продукция.
- Консервы.
- Табачные изделия и альтернативная табачная продукция.
- Товары легкой промышленности.
- Обувь.
- Изделия из меха.
- Парфюмерная продукция.
- Шины и покрышки.
- Ювелирные изделия.
- Фотокамеры и лампы-вспышки.
- Антисептики и дезсредства.
- Медицинские изделия.
- Велосипеды и рамы.
- Растительные масла.
- Корма для животных.
Важно! Перед тем как обязать наносить КИЗ на определённую продукцию, проводится пилотный проект, к которому в добровольном порядке могут присоединиться любые участники товарооборота. В рамках эксперимента они перестраивают, оценивают и совершенствуют бизнес-процессы, определяют, какие изделия обязательно внести в список товаров подлежащих маркировке, а какие товарные позиции можно продавать без маркировки еще несколько лет.
Коды маркировки: виды и особенности
Товары могут быть промаркированы разными способами:
- Data Matrix – графический, уникальный код маркировки, содержащий в себе время, дату и место производства изделия, номер партии. Большинство товаров имеет двухмерный уникальный штрих-код, который наносится на само изделие, ярлык или упаковку. Рекомендованные параметры знака – 11х11 мм. Сгенерировать код в виде Data Matrix может исключительно «Честный знак».
- RFID-метки – микрочип, в котором данные зашифрованы с помощью радиочастотной идентификации. Считывать информацию можно с помощью сканера. Радиочастотный чип наносят на изделия, изготовленные из натурального меха, также он может быть использован на шинах и велосипедах, но только как дополнительное идентификационное средство.
Так как Data Matrix зашифрован, то подделать его невозможно, повторно использовать также не получится: если продукция из списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, списывается или попадает конечному покупателю, то код навсегда выводится из оборота.
Иногда графический Data Matrix путают с линейным штрих-кодом, однако, они вовсе не взаимозаменяемы. Согласно требованиям к маркировке, можно использовать только Data Matrix, где данные зашифрованы как по горизонтали, так и по вертикали, поэтому на небольшой площади содержится максимальный объем информации.
Как работает маркировка 2024?
Новые обязательства есть у каждой группы предпринимателей, имеющих отношение к маркированным товарам. В правилах подробно прописаны все требования к каждому участнику товарооборота. Начальный алгоритм действий одинаков для всех:
- Подготовка – требуется выпустить УКЭП и установить криптопровайдер.
- Заключение договорных обязательств с оператором ЭДО.
- Регистрация в ГИС-МТ «Честный знак», внесение сведений о компании.
- Заказ и оплата кодов маркировки.
- Выбор оборудования для печати кодов: термотрансферный принтер, терминал сбора информации или 2D-сканер.
- В установленные сроки требуется выполнить маркировку остатков или продать изделия, которые не были промаркированы.
Если на законодательном уровне предписывается маркировка на определённые товарные категории, то первыми подключаются к процессу производители и импортёры. Они должны знать, какой товар подлежит маркировке в 2024 году, обязаны зарегистрироваться в системе мониторинга и заказать Data Matrix, чтобы по особым каналам связи получить уникальные коды. В соответствии с регламентом Data Matrix печатается на принтере, далее наносится на изделие, его бирку или упаковку.
Дистрибьюторы и оптовики, приобретая продукцию у производителя, должны получить от него информацию с кодами, проверить их соответствие. Перед тем как товар попадает в розницу, владелец сканирует код маркировки и указывает его в накладной документации.
Торговые точки также должны проверить соответствие кодов, а далее, после продажи товара, передать сведения о выбытии через ОВД в «Честный знак». Для этого продавец должен иметь ККТ, которая поддерживает ФФД 1.2.
Важно! С момента старта продаж, ввоза или производства маркированных товаров дается семь дней, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак», если бизнес ведёт свою деятельность в труднодоступных или отдалённых регионах, то дополнительные сроки могут увеличиться до 30 дней.
Оборудование для маркировки
Чтобы выполнить все требования российского законодательства по обязательной маркировке, производители товаров, дистрибьюторы и каждое предприятие торговли, в обязательном порядке должны иметь специализированное оборудование и дополнительное ПО. Выбор конкретных аппаратов зависит от роли участников и потребностей рынка.
Дистрибьюторам и производителям, так как именно они являются начальным звеном в цепочке передвижения товаров, требуется оборудование для печати и нанесения КИЗ, а также другие приспособления идентификации. Магазинам и продавцам необходимо приобрести сканеры, считывающие коды, принтеры для маркировки. Крупные компании выбирают промышленные модели, которые могут за короткое время выполнить большой объем работы.
Принтеры для маркировки
- Термопринтеры – для работы устройств необходима специальная бумага, в результате нагрева термоголовки, на ней отпечатываются заданные символы и буквы. Данный способ печати стоит недорого, однако этикетки имеют небольшой срок службы, они быстро портятся от влаги, УФ-лучей, высоких температур. Подобные модели используются, если необходимо нанести маркировку на продукцию, имеющую небольшой срок годности или же товары хранятся в особых условиях.
- Термотрансферные принтеры – аппараты работают с помощью метода термотрансферной печати. Особая лента оставляет красящее вещество на поверхности. Данный вариант нанесения краски более долговечен, устойчив к внешним факторам. Ещё один плюс термотрансферной печати – возможность нанесения штрихкодов на такие материалы как пластик, кожа, текстиль.
Аппараты для маркировки
Некоторые операторы наносят вручную средства идентификации. Чтобы упростить работу, они пользуются диспансером этикеток, который встраивается в сам принтер или выпускается в виде отдельного прибора.
Средства идентификации могут наносится с помощью конвейерных устройств. Автоматические модули или аппликаторы в непрерывном режиме маркируют картонные упаковки, овальные, круглые или плоские изделия.
Двухмерные сканеры
2D-сканер - основное устройство для маркировки. Оно должно быть на складах, кассах, подсобках и других местах, где необходимо быстро считать код. Приборы могут быть беспроводными и проводными, иметь противоударный корпус, разную дальность сканирования.
Терминал сбора информации
Оборудование оптимизирует процедуру учёта маркированной продукции, его задачи – считывание кодов, передача данных в товарно-учётную систему. Терминалы используются в магазинах, на складах.
Что будет, если не маркировать продукцию?
Правила маркировки и ответственность за их нарушение регулируются нормативными документами, постановлениями правительства РФ, в них можно найти полный список товаров, подлежащих маркировке в 2024 году. Основополагающим законом является ФЗ-№408. Штрафы за изготовление и продажу немаркированной продукции прописаны в статье КоАП РФ 15.12, если суд докажет, что были совершены махинации с кодами маркировки на крупную сумму (повторное нанесение, подделка, отсутствие кодов), то нарушители могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Основные нарушения:
- На изделиях отсутствует код маркировки или он не читается – в таком случае товар в автоматическом порядке становится нелегальной продукцией, причём абсолютно не имеет значения, на каком этапе пропал код, например, его забыл нанести изготовитель, или повредил оптовик при перевозке. Такую продукцию запрещено принимать, хранить и выставлять на полки магазина. Данное нарушение влечёт административную ответственность - штраф в размере от 5000 до 30 000 руб., помимо штрафных санкций вся партия товаров будет арестована и уничтожена.
- На продукции поддельные КИЗ – за данное нарушение предусмотрена уголовная ответственность не только тех, кто подделал штрих-код, но и тех, кто принимал и реализовывал товар. С юридическими последствиями столкнуться все.
Выявляет нарушения в сфере маркировки Роспотребнадзор. У ведомства разработаны специальные индикаторы риска (жалобы покупателей, большой процент просрочки, проблемные коды), когда они срабатывают, организуется проверка магазина или иного участника товарооборота.
Но не только отсутствие кода Data Matrix, является нарушением, на самом деле существует огромное количество ситуаций, когда продавец или производитель может быть привлечен к ответственности:
- маркировка нанесена неправильно, нужный код плохо пропечатан или не доступен для идентификации - качество печати кодов контролирует оператор маркировки, в случае если, Data Matrix не соответствует стандартам, то данную продукцию продавать нельзя. За нарушение – штрафные санкции;
- магазин не сделал перемаркировку – товар должен получить новый код, если старый утерян, тоже самое необходимое сделать, если вещь вернули, а КИЗ на этикетке повреждён. Если розничный магазин попытается реализовать изделие, которое входит в перечень товаров подлежащих обязательной маркировке без Data Matrix, то ответственность будет аналогичной, как если бы он продавал не маркированную продукцию;
- товар выпустили без разрешительных документов – абсолютно недостаточно просто нанести на подакцизное изделие код, требуется, чтобы импортёр или производитель сообщили «Честному знаку», что продукция промаркирована, готова к продаже, если попробовать «перехитрить» систему и предоставить несуществующие документы, то нарушителя обязательно оштрафуют.
Чтобы заниматься торговлей по закону и без штрафов, необходимо точно знать, какие товары подлежат обязательной маркировке в 2024, а если есть какие-то сомнения, то лучше обратиться к специалистам, которые расскажут о правилах маркировки, разъяснят, как избежать нарушений - https://mjr.ru/company/.
Комментарии:
К сожалению, на данный момент комментариев нет, но Вы могли бы стать первым ...
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.