Автоперевозки между восстановлением и выживанием. Статистика не врет, но правду не говорит.
Автоперевозки между восстановлением и выживанием. Статистика не врет, но правду не говорит.
Второй квартал принес долгожданные признаки оживления на рынке автоперевозок. Биржа ATI.SU фиксирует рост заявок на 41% против первого квартала, средний тариф поднялся до 68,1 рубля за километр (+5,7% за три месяца). Но за цифрами скрывается неприглядная реальность: многие перевозчики по-прежнему работают себе в убыток.
Эксперты отрасли отмечают, что многие компании весной 2025 года работали за гранью рентабельности, а текущее повышение ставок проблему не решает. Реальные тарифы с учетом инфляции на 10-15% ниже прошлогодних. При текущей ключевой ставке кредиты недоступны, а покупательская способность грузовладельцев падает. Кроме того, есть проблема дефицита грузов. Экономика охлаждается, производители сокращают объемы, логистам нечего возить.
В международном сообщении картина противоречивая. Экспорт рухнул на 32% во втором квартале, зато импорт подскочил на 20% квартал к кварталу и на 50% год к году. Китайское направление показало рост в 178% за полугодие. Однако есть нюансы. Китайские перевозчики, доставив груз в Россию, готовы взять любой обратный груз за копейки — лишь бы не ехать порожняком. Местные перевозчики не выдерживают такой конкуренции.
Через Казахстан стало возить сложнее и дороже. До 80% грузов проходят досмотр, машины стоят неделями. Это неизбежно ведет к росту тарифов, но пока не компенсирует потери от простоев.
В целом эксперты говорят об «осторожном оптимизме». Да, худшее позади, но устойчивость восстановления под вопросом. Все зависит от ключевой ставки и потребительского спроса. Пока экономика охлаждается, драматического улучшения ждать не стоит.