Как сезонными ограничениями для грузового транспорта влияют на стоимость перевозки
Как сезонными ограничениями для грузового транспорта влияют на стоимость перевозки.
Ежегодные весенние ограничения осевых нагрузок на региональной дорожной сети России создают значительные операционные трудности для логистического сектора. Хотя федеральные магистрали остаются открытыми, ключевая проблема сохраняется: маршруты "последней мили" к складским комплексам, распределительным центрам и другим пунктам назначения часто проходят именно по региональным и местным дорогам, на которые распространяются сезонные запреты.
Вынужденное использование исключительно федеральных трасс для транзита или обхода зон ограничений ведет к увеличению фактического пробега транспортных средств, а значит, росту расхода топлива и других операционных издержек. Транспортные компании отмечают, что не всегда удается полностью переложить эти затраты в тарифы на перевозку из-за рыночной конъюнктуры, и это негативно сказывается на рентабельности бизнеса.
Ситуацию усугубляет отсутствие унифицированного подхода к введению ограничений на региональном уровне. Сроки их действия и допустимые весовые параметры варьируются между субъектами Российской Федерации даже в пределах одного федерального округа. Это требует от логистических операторов постоянного мониторинга региональных нормативных актов и адаптации маршрутов. В ряде случаев вводятся настолько низкие лимиты осевой нагрузки (например, 3,5 тонны), что проезд становится невозможным даже для порожнего большегрузного транспорта.
В ответ на эти вызовы транспортные компании вырабатывают адаптивные стратегии:
- максимальное использование федеральных трасс с закладыванием перепробега в стоимость,
- работа с клиентами по уменьшению тоннажа загрузки для соблюдения нормативов,
- отказ от перевозки.
Несмотря на очевидный рост операционных затрат перевозчиков в период действия ограничений, текущие рыночные условия не позволяют полностью компенсировать их за счет клиентов. По оценкам экспертов отрасли, средний рост тарифов в этот период составляет порядка 5-7%.
Перспектива полной отмены сезонных ограничений на региональных дорогах напрямую связана с необходимостью доведения их технического состояния до нормативных требований, способных выдерживать современные транспортные нагрузки.