МТК «Север-Юг»: грузопоток растет, но барьеры режут эффективность
МТК «Север-Юг»: грузопоток растет, но барьеры режут эффективность
По данным ERAI , коридор перевалил 26.9 млн тонн в 2024 (ж/д — 12.9 млн). Но планы амбициознее: 30 млн тонн к 2030. Проблема в том, что инфраструктура по-прежнему едва тянет текущие объемы.
Железные дороги:
- Нехватка пропускной способности на всех ветках;
- Разная ширина колеи. Особенно это критично на границе Ирана с Туркменистаном/Казахстаном;
- Устаревшие однопутные участки в Казахстане/Туркменистане.
Порты Каспия:
- Мощности перевалки — 23.5 млн тонн/год. Это уже близко к пределу;
- Стареющий флот + обмеление Волго-Каспийского канала;
- В иранских портах нет ж/д подъездов — нужна доперевалка на авто.
Границы:
- 50% времени транзита съедают простои на КПП;
- Нет синхронизации тарифов и документооборота между странами.
Например, Маршрут Москва — Бендер-Аббас (Иран) теоретически занимает 6 дней. В реальности 10-13 дней из-за всевозможных задержек в пути.
Кроме того, есть проблемы по веткам:
- Западная (через Азербайджан): слабые ж/д сети стран-участниц;
- Транскаспийская: ограничена мощностью портов РФ/Ирана + паромов;
- Восточная (Казахстан-Туркменистан-Иран): требует модернизации участка Гармсар в Иране и КПП Акяйла (пропускную способность нужно поднять до 15 млн тонн).
Если ваш груз идёт по восточной ветке — закладывайте +40% времени на границы. Данные с 2024 года это подтверждают.
Что в сухом остатке?
- Рост есть, особенно в контейнерах: 2.4 тыс. ДФЭ в 2024, но он упирается в «бутылочные горлышки»;
- Нацпроекты планируют удвоить пропускную способность ж/д к 2028 (с 8 до 20 млн тонн) — но без синхронных инвестиций в порты и КПП это создаст новые заторы;
- Решение требует координации всех 5 стран (РФ, Иран, Индия, Азербайджан, Казахстан) — пока каждый тянет одеяло на себя.
Вывод: Коридор жизнеспособен, но без срочного снятия инфраструктурных ограничений планы по 35 млн тонн к 2035 — фантастика.