Параллельный импорт под прицелом: новые правила игры
Параллельный импорт под прицелом: новые правила игры
Госдума во втором чтении приняла поправки к Гражданскому кодексу (часть 4), которые кардинально меняют подход к нарушениям интеллектуальных прав. Главная цель — ужесточить ответственность, включая сферу параллельного импорта.
Конфискацию параллельного импорта убрали из арсенала санкций. Теперь правообладатель может требовать только двукратную компенсацию за ввоз товаров. Решение основано на сложившейся судебной практике.
Практикующие юристы бьют тревогу: возможность взыскания компенсации теперь полностью зависит от документооборота импортера. Проблема в том, что новая редакция оставляет понятие "контрафакт" на усмотрение судов.
Фактически иностранные правообладатели получают инструмент селективного ограничения параллельного импорта. Это может быть выгодно как зарубежным участникам госзакупок, так и российским заказчикам, рассчитывающим на "откаты" при отсутствии конкуренции.
Суды получают широкие полномочия при определении санкций, включая возможность учитывать уход компании-правообладателя с российского рынка и степень ее "недружественности".
Объем параллельного импорта в первом квартале 2025 года достиг $6,8 млрд, однако тренд указывает на постепенное сокращение. Особенно заметно снижение в сегменте электроники и промышленного оборудования.
Минпромторг объясняет это насыщением рынка отечественной продукцией и переориентацией на товары из дружественных стран. Тем не менее, ведомство намерено продлить механизм параллельного импорта на 2026 год.
Хотя физическое изъятие товаров исключено, расширение судейского усмотрения создает новые риски для импортеров. Компаниям придется более тщательно готовить документальную базу и просчитывать юридические издержки при планировании поставок.
Сам механизм параллельного импорта с высокой долей вероятности продлят на 2026 год.