Разрыв в стандартах ЕАЭС и СНГ: как весовые сертификаты тормозят логистику
Разрыв в стандартах ЕАЭС и СНГ: как весовые сертификаты тормозят логистику
Несогласованность требований к весовым сертификатам между странами ЕАЭС и СНГ вынуждает перевозчиков проходить до 3-4 повторных проверок на маршрутах вроде «Китай – Россия».
Весовой сертификат — ключевой документ для таможни, подтверждающий массу груза. Но из-за различий в нормативах каждое государство требует собственное подтверждение, даже если взвешивание уже проведено в соседней стране. Это создает задержки и увеличивает издержки, особенно на транзитных коридорах: Китай – Европа (через Центральную Азию) и Россия – Южная Азия.
Страны ЕАЭС и СНГ обсуждают соглашение по унификации весо-габаритных норм. Пока же единственный инструмент — добровольный сертификат СПЕКА, введенный в 2004 году для 7 государств (Азербайджан, Афганистан, Казахстан и др.). Но его применение не обязательно, что оставляет лазейки для теневого рынка. При исчерпании квот на перевозки «дозволы» продаются нелегально по $2–5 тыс. за штуку. Это подрывает конкуренцию и увеличивает риски для добросовестных операторов.
Без гармонизации правил и жёсткого контроля за квотами транзитные маршруты Евразии будут терять эффективность. Успех реформы зависит от скорости согласования стандартов и борьбы с коррупционными схемами.