Россия и Армения тестируют навигационные пломбы через территорию Грузии
Россия и Армения тестируют навигационные пломбы через территорию Грузии
Москва и Ереван запускают пилотный проект по использованию электронных навигационных пломб при перевозке товаров ЕАЭС с июля по октябрь 2025 года. Эксперимент призван отработать технологию транзита через страны, не входящие в Союз — в данном случае через Грузию.
Соглашение о навигационном сопровождении грузов в ЕАЭС действует с апреля 2023 года, но на практике так и не заработало. Из пяти стран Союза технически готовы только три. Россия и Беларусь уже ввели отслеживание импорта и транзита определенных товаров с января 2025-го, Армения, судя по проекту эксперимента, тоже подготовилась.
Особенности транзита
Главная сложность российско-армянского маршрута — отсутствие общей границы. Грузы идут через Грузию, которая не входит в ЕАЭС. Это создает правовую неопределенность: непонятно, нужно ли снимать пломбы перед въездом в Грузию или как действовать при досмотре грузинской таможней.
Проект постановления обходит эти вопросы стороной. Известно лишь, что пломбы будут устанавливать при отправлении со склада в России или при въезде в страну для транзита. Снятие — при прибытии к получателю или завершении таможенной процедуры. По логике, на территории Грузии пломбы работать не будут.
Национальные операторы — российский «Центр развития цифровых платформ» и армянский «АрмДжиПиЭС» — будут обмениваться данными о перевозках в режиме реального времени.
Участие добровольное и бесплатное. Под пломбы можно помещать любые товары ЕАЭС, кроме тех, что уже требуют навигационного сопровождения: алкоголь, табак, одежда, обувь, электроника, мобильные телефоны.
Масштаб эксперимента
Планируется провести минимум 50 перевозок под навигационным сопровождением за четыре месяца. Скромные цифры отражают пилотный характер проекта.
Перспективы
Судя по темпам внедрения, обязательное использование навигационных пломб между всеми странами ЕАЭС начнется не раньше 2026 года. Пока система буксует из-за технической неготовности большинства участников и сложности согласования процедур.
Российско-армянский эксперимент станет важным тестом для отработки механизмов транзита через третьи страны — одного из главных препятствий для полноценного запуска навигационного сопровождения в ЕАЭС.