Рынок лизинга грузового транспорта сократился по итогам первого полугодия 2025 года
Рынок лизинга грузового транспорта сократился по итогам первого полугодия 2025 года
По данным аналитиков, за шесть месяцев лизинговые компании передали клиентам всего 11,9 тыс. новых грузовиков против 38,8 тыс. годом ранее. Это самое значительное падение среди всех сегментов рынка коммерческого транспорта.
Общие продажи новой грузовой техники также показали отрицательную динамику (–52,7%), однако кризис лизинга оказался глубже системного. Доля лизинга в структуре рынка сократилась с исторических 60–65% до 41,7%, достигнув минимума в январе–феврале (37–39%). Незначительное восстановление спроса во втором квартале (до 46,3%) не компенсировало общий спад.
Ключевой причиной коллапса стало ужесточение условий финансирования. Лизинговые компании массово повысили авансовые платежи до 40–50% (против 15–20% в 2024 году) и сократили сроки договоров до 1 года вместо привычных 3–5 лет. Как отмечают эксперты, формально лизинг остается доступным, но его условия стали экономически нецелесообразными для большинства перевозчиков.
Для логистических компаний это означает необходимость пересмотра моделей обновления парка. Рост операционных издержек на фоне недоступности лизинга вынуждает игроков:
- увеличивать сроки эксплуатации имеющейся техники;
- активнее использовать поддержанные автомобили;
- заключать партнерства с независимыми инвесторами для совместных закупок.
Ожидается, что рынок лизинга останется сжатым как минимум до конца 2025 года. Единственным позитивным сигналом может стать постепенное снижение ключевой ставки, однако ее эффект проявится не ранее 2026 года.