Рынок железнодорожных контейнерных перевозок в РФ перешёл к стагнации
-
Рынок железнодорожных контейнерных перевозок в РФ перешёл к стагнации
Российский рынок контейнерных перевозок по ЖД в I квартале 2025 года продемонстрировал признаки стагнации, показав минимальный прирост в 0,6%. Эксперты отрасли, включая представителей ПАО "Трансконтейнер", не прогнозируют существенного оживления в течение года, допуская лишь незначительное улучшение динамики к концу третьего или в четвертом квартале.
Ключевой причиной замедления является дефицит грузовой базы. Ситуация усугубляется продолжающимся спадом импорта, который критически влияет на логистику и оборот контейнерного парка.
За прошедший период текущего года наблюдается значительный дисбаланс между экспортными и импортными потоками: при росте экспорта на 10% импорт сократился на 20%. Это привело к дефициту импортных грузов в объеме 70 тыс. ДФЭ, необходимых для загрузки контейнеров, прибывающих на пограничные переходы с экспортными отправками. В результате на границах скапливаются порожние контейнеры, снижается рентабельность операционной деятельности и ухудшается оборачиваемость парка.
Дополнительным фактором, влияющим на рынок, стало существенное ускорение оборота вагона в апреле 2025 года (до 15,7 суток против пиковых 20 суток в 2024 году). На фоне стагнации спроса это привело к возникновению профицита подвижного состава. Давление на отрасль также оказало значительное падение Шанхайского индекса контейнерных перевозок (на 40% к четвертому кварталу 2024 года).
В перспективе эксперты ожидают регуляторных изменений, направленных на стандартизацию и повышение прозрачности рынка, в т.ч. новые правила допуска вагонов на инфраструктуру ОАО "РЖД" и нормирование парка операторов. Для преодоления стагнации участники рынка считают необходимым диверсифицировать номенклатуру экспорта, развивать внутренние перевозки и стимулировать импорт по приоритетным направлениям.