Системный спад грузоперевозок по всем ключевым видам транспорта
Системный спад грузоперевозок по всем ключевым видам транспорта
Морские порты:
Общий объем перевалки: 280.7 млн тонн, т.е. -5.4% по сравнению с прошлым годом. Из них навалочные/генеральные грузы сократились на 6% до 134 млн тонн.
Падает именно экспорт. Импорт и транзит растут на 2.4% и 3.9% соответственно, но они не компенсируют потери по вывозу. Динамика по месяцам не обнадеживает: спад ускорялся с -2% в январе до -10% в феврале и стабилизировался на -5% в марте-апреле.
Железнодорожный транспорт:
Общая погрузка снизилась на 8.6% г/г. За весь 2024 год падение было -4% (до 1.18 млрд тонн), сейчас темпы ускорились вдвое.
Снижается как экспорт, так и внутренние перевозки.
Контейнерные перевозки (ж/д):
Апрель 2025: 616 тыс. TEU (- 3%). При этом апрель 2024 и сам был слабым месяцем.
Еще в январе был рост +10% (682.3 тыс. TEU), но уже в феврале он сменился на спад -3%, в марте -4%, в апреле -3%.
Главная причина: Почти двукратное сокращение импортных контейнеров из Китая. Особенно сильно просели перевозки автомобилей – основного драйвера роста прошлого года. Проблемы с платежами, насыщение рынка, логистические сложности – всё сыграло роль.
Автомобильный транспорт:
Объем перевезенных грузов: 1.514 млрд тонн, т.е. - 0.8% г/г.
В начале года ещё отмечался небольшой рост, однако с марта сформировался устойчивый тренд на снижение: -3.2% в марте.
Картина действительно системная и это отражение фундаментальных процессов в экономике:
- Сокращение экспорта, особенно сырья из-за санкций, ценового давления, логистических ограничений и, возможно, снижения добычи/производства.
- Снижение промышленного производства.
- Падение потребительского спроса и импорта.
- Исчерпание "адаптационного" роста - резкий всплеск импортозамещающих и "серых" перевозок после 2022 года, вероятно, достиг своего пика.
Устойчивое падение грузопотока по всем направлениям сигнализирует о замедлении экономической активности в целом. Эксперты сходятся во мнении, что стоит пересмотреть прогнозы по загрузке мощностей, оптимизировать парки и искать ниши, менее подверженные спаду (например, фарма, продукты питания). Ждать быстрого разворота тренда, увы, не приходится.